Большой Петергофский дворец с расположенным перед ним Большим каскадом – центральное здание в дворцово-парковом ансамбле Государственного музея-заповедника «Петергоф».
Парки, аллеи, фонтаны, дворцы и павильоны объединены в единое целое благодаря Большому дворцу – архитектурной доминанте Петергофа.
В XVIII – XIX вв. Большой Петергофский дворец был парадной резиденцией российских императоров и центром светской жизни. В его залах проходили праздники, приемы, балы и маскарады, на которые приглашалось до трех тысяч гостей.
Содержание
- 1 Большой дворец в Петергофе: возрождённое великолепие
- 1.1 История Большого Петергофского дворца
- 1.2 Помещения Большого Петергофского дворца
- 1.2.1 Парадный вход
- 1.2.2 Парадная лестница
- 1.2.3 Танцевальный (Купеческий) зал
- 1.2.4 Тронный зал
- 1.2.5 Аудиенц-зал (статс-дамская)
- 1.2.6 Чесменский зал (аванзал)
- 1.2.7 Картинный зал (Галерея Ротари)
- 1.2.8 Коронная
- 1.2.9 Дубовый кабинет
- 1.2.10 Штандартная
- 1.2.11 Кавалерская
- 1.2.12 Церковный и Гербовый корпуса. Особая кладовая
- 1.3 Информация для туристов
- 1.4 Как добраться в Петергоф
Большой дворец в Петергофе: возрождённое великолепие
История Большого Петергофского дворца
Внешний вид ансамбля складывался на протяжении более полутора столетий.
Изначально идея строительства загородной резиденции принадлежала лично Петру I. По задумке царя, резиденция в Петергофе должна была быть камерной. Грандиозного строительства здесь не планировалось.
Петергоф, небольшое поселение на берегу Финского залива, было местом отдыха императора в период возведения Кронштадта, куда Пётр I постоянно выезжал для инспектирования строительства крепости.
В 1714 году Петр I издаёт указ построить в «Питерхове» «палатки маленькие».
Царь лично вручил архитекторам собственноручно начертанные чертежи, с указанием деталей фасада здания, плана сада, местоположения фонтанов и статуй в «огороде» и описанием их постаментов.
Архитекторы Иоганн Фридрих Браунштейн, Жан-Батист Леблон и Николо Микетти взялись за работу. Вскоре было построено двухэтажное здание, получившее название «Нагорные палаты».
Наименование Нагорные или Верхние палаты продиктовано месторасположением: дворец стоял на 16-метровой возвышенности.
Дворцово-парковая, загородная резиденция русских царей «Петергоф» была торжественно открыта 15 августа 1723 года.
В 1732 году «палатки маленькие» разрослись за счёт двух галерей, построенных по проекту архитектора Михаила Григорьевича Земцова.
Шло время, менялись вкусы, стили, моды.
Дочь Петра I, императрица Елизавета Петровна, приняла решение реконструировать главный дворец Петергофа. При этом она стремилась сохранить отцовское наследие и в то же время создать ансамбль в стиле модного в то время барокко.
Проект подготовил архитектор Бартоломео Франческо Растрелли. Ему удалось сохранить первоначальную петровскую постройку, дополнив её элементами барокко.
Кроме того, был надстроен третий этаж, пристроены два боковых корпуса, Церковный и Гербовый, куда можно было попасть через одноэтажные галереи.
Что касается внутреннего убранства, то оно восхищало золочёной резьбой, зеркалами, светильниками, многочисленными окнами, роскошной меблировкой.
Великолепие елизаветинского барокко стало обрамлением кабинета Петра I, который по-прежнему располагался в центре Большого дворца.
В конце XVIII века на смену роскоши барокко пришёл более cдержанный стиль классицизма.
В эпоху Екатерины Великой интерьеры дворца неоднократно перестраивались.
По её приказу архитекторы Ю.М. Фельтен и Ж.- Б. Валлен проводят реконструкцию Столовой, Тронного и Чесменского залов и создают в 1766 – 1767 году два Китайских кабинета.
Изысканная простота и рационализм стали основной чертой их работ.
Середина XIX века, годы правления императора Николая I. Этот период стал очередным этапом реконструкции Большого Петергофского дворца.
Ведётся перестройка его восточной части, одновременно модернизируется восточная анфилада гостиных и восточного корпуса – «половины великой княгини Ольги Николаевны» (Ольгинской половины).
В 1847-1850 годах под руководством архитектора А. И. Штакеншнейдера восточный флигель Большого дворца был надстроен, здесь добавился третий этаж.
XX век и годы правления последнего Российского императора Николая II ознаменованы полной реконструкцией западного флигеля Большого Петергофского дворца.
Так же были отремонтированы и покрыты цементной рустованной облицовкой его каменные террасы, выходящие в Нижний сад.
После революции 1917 года Большой Петергофский дворец по решению специальной Художественно-исторической комиссии стал местом хранения ценностей царских резиденций.
Спустя десять лет Петергоф становится одним из крупнейших музейных центров Советского Союза.
Немецко-фашистская оккупация времён Великой Отечественной войны (1941– 1945) превратила помещения Большого дворца в руины. Но ценой многолетнего кропотливого труда реставраторов внешний облик дворца был восстановлен в 1952 году.
С 1964 года один за другим стали открываться для посещений восстановленные залы.
Сегодня, в XXI веке, величественный Большой дворец в Петергофе, запечатлевший отпечатки различных художественно-архитектурных стилей, знакомит нас с миром дворцовой роскоши Дома Романовых.
Помещения Большого Петергофского дворца
Внутренне убранство помещений Большого Петергофского дворца отличает разнообразие стилей и изысканная роскошь.
В Большом Петергофском дворце насчитывается 30 комнат.
Длина фасада дворца составляет 268 метров.
Парадный вход
Чтобы попасть в Большой дворец с парадного входа, нужно знать: парадный вход расположен не в центральной части здания, а на его западной стороне.
Это даёт возможность пройти все залы Большого дворца.
Парадная лестница
Парадная лестница встречает гостей блеском золота, барельефами, лепниной и резьбой по дереву, цветочной росписью, вензелями, фигурами античных богов и, помимо восьми обычных, множеством обманных окон и иллюзорными нишами.
В создании этого шедевра приняли участие самые талантливые архитекторы: Растрелли, Перезинотти, Тариса.
Расположение парадной лестницы в западной части дворца открывает анфилады гостиных и залов по всей протяжённости фасада.
Если нижний ярус отражает функциональное назначение первого этажа, то верхний соединяет второй и третий этажи.
Потолок над парадной лестницей украшен расписным прямоугольным плафоном, изображающим аллегорию весны.
Верхняя площадка парадной лестницы украшена позолоченными фигурами из дерева, символизирующими времена года.
Венчают парадную лестницу Большого петергофского дворца резные золоченые двери, за которыми находится Танцевальный зал.
Танцевальный (Купеческий) зал
Танцевальный зал – самый пышный и богато декорированный в Большом Петергофском дворце.
Занимает всё западное крыло дворца, его размер – 270 кв.м.
По преданию, императрица Елизавета Петровна распорядилась при строительстве Танцевального зала не жалеть для его убранства «золотых украшений». Причина в том, что этот зал служил, в том числе, для приема купцов, а они «особо почитали» золото. Отсюда второе, неофициальное название зала – Купеческий.
Поражает обилие позолоты, пол из наборного паркета, изображения-тондо, выполненные по мотивам произведений Овидия и Вергилия, стены, декорированные медальонами и иллюзия бесконечного пространства за счёт большого количества зеркал-обманок и фальшивых окон.
Зеркала-обманки, зеркала-шпионы (зеркало Гезелла) – вид стекла, пропускающего свет только с одной стороны. Такое зеркало позволяет видеть и при этом быть невидимым.
Зеркала-обманки были расположены на северной и западной стенах Большого дворца.
Установленные в проемах между окнами зеркала-шпионы создавали эффект умножения пространства.
Фальш-окно — имитация окна на стене, созданная при помощи рисунка или подделки оконного проема из зеркал, старых рам и стекол.
Тронный зал
Тронный зал — самое большое помещение дворца, его площадь составляет 330 кв. м. Предназначен для балов, концертов и торжественных приемов.
Архитектура и убранство Тронного зала символизирует могущество Российского государства. Гигантская высота потолков, белые стены, декорированные лепниной из дубовых и лавровых гирлянд, массивные люстры на медных цепях с мириадами подвесок.
Центральное место занимает позолоченный и обитый красным бархатом трон.
Над троном размещён парадный портрет императрицы Екатерины II на лошади. Портреты царственных потомков Петра I, Екатерины I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, по замыслу Екатерины Великой, призваны напомнить о преемственности власти.
Аудиенц-зал (статс-дамская)
К Тронному залу примыкает аудиенц-зал, где также проводились государственные приёмы.
Во время торжественных обедов здесь отводились места для придворных кавалерственных дам. Именно поэтому зал получил второе название — статс-дамская.
В отличие от Тронного Аудиенц-зал сохранил интерьер в стиле барокко.
Его узкое пространство зрительно расширяли множественные отражения зеркал, покрытых золочёной резьбой в виде девичьих голов, листвы, раковин, плодов и цветов.
Чесменский зал (аванзал)
Создание Чесменского зала продиктовано желанием императрицы Екатерины II увековечить победу русского флота в Чесменском сражении в Русско-Турецкой войне (июнь 1770 г.).
Для прославления российского флота немецкий художник Я. Ф. Гаккерт создал 12 панорамных полотен.
По одной из версий, для реалистичного изображения морского боя художник попросил взорвать на его глазах настоящий фрегат.
Картины такого масштаба требовали соответствующего по размеру помещения.
Для этого был реконструирован аванзал, оформленный в классицистическом стиле и с минимальным декором.
Новый интерьер не изменил назначения помещения. Здесь по-прежнему ожидали аудиенции посланники, придворные и высшая знать Российской империи.
Картинный зал (Галерея Ротари)
Картинный зал считается композиционной осью Петергофского дворцового ансамбля и одновременно самым старым помещением дворца.
В начале XVIII века это было самое большое и торжественное помещение, отделанное по проекту Ж.-Б.Леблона.
По замыслу Петра I, зал должен был олицетворять могущество Российской империи. Позже, в 1750-х годах, интерьер был переделан по эскизам Растрелли в стиле барокко.
В 1764 г. Ж. Б. Валлен-Деламот предложил новое решение. По его проекту стены зала украсили женские портреты работы живописца Пьетро Ротари. Таким образом, зал получил название «Галерея Ротари».
Здесь проходили карточные вечера и концерты для избранного круга придворных.
Коронная
Такое название Коронная комната получила в годы правления Павла I. Здесь находилась подставка для императорской короны (стоянец).
Дубовый кабинет
Личный кабинет Петра I сохранён в первоначальном виде, не смотря на многочисленные изменения в интерьере Большого Петергофского дворца.
Обстановку рабочего кабинета Петра I, выполненную в стиле старинного деревянного корабля, оставляли неизменной все императоры.
В рабочий кабинет основателя Петербурга ведёт лестница, декорированная дубовыми балясинами и разнообразной резьбой.
Стены кабинета украшают дубовые панели, вырезанные при жизни императора скульптором из Франции Николя Пино.
Своеобразие кабинету придаёт мраморный камин, наборный паркет, окна с массивными дубовыми ставнями, два зеркала с резными рамами, стулья с плетеными сиденьями.
Также удалось сберечь вещи, связанные с Петром I. Это часы-будильник, изготовленные мастером из Аугсбурга Иоганнесом Бреннером и несколько книг из личной библиотеки императора.
Штандартная
Цветовая гамма Штандартной, жёлтый шёлк с фиолетовыми разводами, гармонировала с цветом императорских штандартов.
В Штандартной находились знамёна гвардейских полков, которые охраняли летнюю резиденцию императоров.
Особое внимание привлекает портрет Петра I, на котором итальянский художник Я. Амигони изобразил его с богиней мудрости и ремесел Минервой, а также ломберный стол, выполненный из двадцати пород дерева.
Кавалерская
Помещение Кавалерской предназначалось для нескольких функций. Для размещения караула кавалергардов, охранявших покои императрицы, и приёмов офицеров высших чинов.
Украшают Кавалерскую несколько живописных полотен.
Это картины П. Рубенса «Апофеоз войны», «Кавалерийское сражение» кисти французского мастера батального жанра Адама Франса Ван дер Мейлена и работа неизвестного художника XVIII века «Сражение Петра I со шведами».
Церковный и Гербовый корпуса. Особая кладовая
Церковь святых апостолов Петра и Павла была построена в стиле барокко по проекту Растрелли и освящена в 1751 году.
Для посещений во времена Елизаветы Петровны церковь была доступна жителям Петергофа.
При Николае I церковь стала домовым храмом Романовых. Здесь проходили венчания и крещения членов царской семьи.
«Корпус под гербом» был пристроен к главному зданию Большого Дворца в середине XVIII века. Выполнен в стиле барокко. В Гербовом корпусе проводились семейные торжества.
«Особая кладовая Петергофа». Здесь воссозданы интерьеры и представлены экспонаты XVII – XX веков: одежда, ювелирные изделия Фаберже, канцелярские приборы, посуда и личные вещи Романовых.
Информация для туристов
- Не забудьте паспорт. Это актуально граждан России и Белоруссии: в этом случае стоимость билета будет в разы меньше, чем для граждан других стран.
- Цены на экскурсии в Петергофе могут отличаться и по другой причине: в зависимости от того, где вы приобретаете билеты, а также от вида экскурсии и тех мест, которые намерены посетить.
- Большой Петергофский дворец принимает туристов ежедневно, кроме понедельника и последнего вторника месяца.
- Кассы парка работают с 8.45 до 19.00. Следует учесть: кассы заканчивают работать за 1 час 15 минут до закрытия.
- Летом из-за огромного потока туристов случается, что залы и комнаты Большого дворца открыты только для экскурсионных групп.
Как добраться в Петергоф
Из Санкт-Петербурга добраться до Петергофа можно несколькими способами.
Самый популярный вид транспорта – маршрутные такси, которые курсируют от станций метро «Автово», «Ленинский проспект», «Проспект ветеранов», «Кировский завод», «Балтийская».
Также – на электричке: с Балтийского вокзала до станции «Новый Петергоф», далее – 3 км пешком (или на автобусах № 344, 348, 350, 351, 352, 355, 356) до «Нижнего Парка».
Самый быстрый и комфортный способ – метеор. Он отходит от причала на Адмиралтейской набережной, 2. Нужно учесть: это дополнительная экскурсия.