Ипатьевский монастырь в Костроме создан в 1330 году. Сегодня это не только уникальный архитектурный комплекс и духовный центр монашеской жизни. Это всемирно известный памятник истории российской государственности. На протяжении многовековой истории монастыря его посещали цари, императоры и президенты.
Содержание
- 1 Духовная опора власти
- 2 История Ипатьевского монастыря
- 3 Что посмотреть в Ипатьевском монастыре
- 3.1 Музей деревянного зодчества под открытым небом
- 3.2 Костромской кремль
- 3.3 Троицкий собор
- 3.4 Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии. XIX в.
- 3.5 Северные (Екатерининские ворота). XVIII в.
- 3.6 Зеленая башня. XVII в.
- 3.7 Усыпальница бояр Годуновых. XVI-XVII вв.
- 3.8 Палаты бояр Романовых (Царские чертоги)
- 3.9 Музей
- 3.10 Режим работы
- 3.11 Контакты
Духовная опора власти
Монастыри издревле были хранителями веры, знаний и традиций. При вступлении на трон цари и императоры получали благословение Патриарха.
Основание Ипатьевского монастыря
Согласно монастырскому преданию, основателем обители является принявший православие под именем Захария сановник Золотой Орды Чет-мурза.
По дороге в Москву Чет серьезно заболел. Пришлось остановиться в пути на месте впадения реки Костромы в Волгу. И тут Чет стал свидетелем необъяснимого явления: ему явилась Пресвятая Богородица с Младенцем на руках и с предстоящими перед Нею в моленьи св. апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским.
Чет-мурза тут же чудесным образом исцелился, а видение принял за указание свыше. Оказавшись в Москве, он вместе со своим сыном принял святое крещение.
На месте явления Божией Матери Захария основал иноческую обитель, Костромской Ипатьевский монастырь.
Бывший золотоордынский чиновник навсегда связал судьбу своего рода с Россией.
Боярин (князь) Захария стал родоначальником нескольких дворянских родов, которые сыграли заметную роль в истории страны.
Род Годуновых — один из них. Самый известный представитель рода Годуновых — Борис Годунов, царствовавший на Руси с 1598 по 1605 год.
Ипатьевский монастырь считался родовой вотчиной Годуновых. На строительство и содержание обители они жаловали значительные денежные суммы.
В частности, в 1560 году на их деньги взамен деревянной церкви Живоначальной Троицы был возведён пятиглавый каменный Троицкий собор с приделами, посвященными апостолу Филиппу и священномученику Ипатию.
История Ипатьевского монастыря
Смутное время
Благодаря попечительству рода Годуновых Ипатьевский монастырь стал крепостью, защищавшей подступы к городу. Вокруг него выросли башни и каменные стены толщиной в полтора метра и протяженностью в 518 метров.
В Смутное время (1604 – 1618 гг.) Ипатьевский монастырь был местом укрытия разбитых народным ополчением воинских отрядов Лжедмитрия II («тушинского вора»).
В феврале 1609 года костромчане подняли восстание и к концу лета этого же года отвоевали обитель.
Колыбель дома Романовых
14 марта 1613 года в Ипатьевском монастыре произошло событие, изменившее ход Российской истории и положившее конец Смутному времени.
В палаты 16-летнего Михаила Фёдоровича Романова (внучатый племянник Ивана Грозного и двоюродный племянник последнего русского царя из московской ветви династии Рюриковичей — Фёдора Ивановича) пришло неожиданное известие.
В обитель прибыло посольство Земского собора с целью объявить об избрании юного Михаила Романова на царский престол.
В Смутное время Романовы считались главными претендентами на московский трон. Поэтому вся их семья подверглась опале. Родители будущего родоначальника царской династии были насильно пострижены в монахи — это лишало их права на корону.
Но охота за подрастающим престолонаследником не прекращалась. Ведь Михаил Федорович был единственным ближайшим родственником последнего законного московского царя.
Некоторое время Романовы укрывались от польско-литовского преследования за стенами Ипатьевского монастыря.
По одной из версий, в Ипатьевском монастыре был погребен вотчинный староста Иван Сусанин — спаситель зарождающейся династии Романовых.
Костромской крестьянин заманил отряд польской шляхты в лесную чащу, но не выдал местонахождения уже коронованного царя, несмотря на пытки.
После воцарения на Российский престол династии Романовых начались работы по возрождению пострадавшего во время осады Ипатьевского монастыря.
В середине XVII века монастырская площадь была увеличена почти в два раза и стала называться Новым городом.
В этот же период был построен новый пятиглавый Троицкий собор, сохранившейся до наших дней.
Для заново отстроенного монастыря стали собирать редкие иконы, церковную утварь, рукописи и книги. К концу XVII века Ипатьевский монастырь стал одним из самых богатых на Руси.
В 1747 году в обители открылась духовная семинария. Сегодня она одна из старейших в России.
В 1764 году закончилось строительство храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а в Троицком соборе был установлен новый иконостас.
В 1835 году Николай I приказал отремонтировать и перестроить здания монастыря для возвращения ему «древнего вида». Руководил работами создатель храма Христа Спасителя в Москве — архитектор Константин Тон.
Октябрьская революция 1917г.
После Октябрьской революции Ипатьевский монастырь был закрыт, а монахи изгнаны из обители.
Многие здания были полностью разрушены, а в храме был открыт «Антирелигиозный музей»
В 1958 году на базе бывшего Ипатьевского монастыря был создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник.
Возрождение Ипатьевского монастыря
В феврале 1992 года по решению Священного синода Русской православной церкви начинается восстановление Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря.
В мае 1993 года Костромская епархия и музей-заповедник подписали соглашение о совместном использовании монастырского ансамбля.
В 1994 году после десятилетий отсутствия иноческой жизни в обители появились первые монахи.
Но только в декабре 2004 года весь ансамбль Ипатьевского монастыря был передан Костромской епархии.
В Троицкий собор обители вернулась из музейной экспозиции монастырская святыня – Тихвинская-Ипатьевская икона Божией Матери.
Сегодня в обители действуют Троицкий собор с Лазаревским храмом в подклете, а также храм во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии.
Открыт церковный историко-археологический музей, преемник прежнего епархиального древлехранилища.
Для желающих получить специальность экскурсовода действует лекторские курсы.
В монастырь едут паломники и туристы, чтобы поклониться чудотворной иконе Тихвинской Божией Матери, частице ризы Господней и частице мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского.
И прикоснуться к сокровенным знаниям российской истории.
Святыни обители
– Чудотворная Тихвинская-Ипатьевская икона Божией Матери;
– Мощевик с частицей Ризы Господней;
– Частица святых мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского;
– Часть главы блаженного Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого;
– Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома (места убийства святых Царственных страстотерпцев в 1918 году).
Что посмотреть в Ипатьевском монастыре
Архитектурный комплекс Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь разделен на два города: Старый и Новый. Монастырь располагается на территории Нового города. Старый город действует как музей – вход платный, свободный доступ только на время богослужений.
Музей деревянного зодчества под открытым небом
Деревянные церкви XVII-XVII веков, крестьянские избы и хозяйственные постройки, которые изначально входили в территорию обители.
Костромской кремль
Исторический центр Костромы, архитектурная доминанта и украшение города.
Троицкий собор
Троицкий собор XVII века — визитная карточка Ипатьевского монастыря. Внутри иконостас середины XVIII века в стиле барокко и стенная роспись XVII века.
Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии. XIX в.
Церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии со Святыми воротами возведены в 1841-1863 гг. по проекту К.А. Тона и Н.П. Григорьева на месте древнего входа в монастырь.
Церковь освящена в память о двух знаменательных событиях русской истории, происшедших в день чествования святых мучеников Хрисанфа и Дарии.
В 1613 года Михаил Федорович Романов выехал из Ипатьевской обители в Москву на царство. В 1814 года император Александр I во главе русской армии вступил в Париж после победы над Наполеоном.
Северные (Екатерининские ворота). XVIII в.
Северные (Екатерининские ворота) — главный въезд в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь.
Северные врата в крепостной стене были открыты в 1767 году, к приезду в Кострому императрицы Екатерины II. Выполнены в стиле барокко. Внешний фасад увенчан высоким аттиком, с лепной с монограммой Екатерины II. Со стороны монастырской площади Екатерининские врата украшены фронтоном с рельефным изображением «Всевидящего Ока» в тимпане.
Зеленая башня. XVII в.
Была возведена «повелением государя Михаила Феодоровича в память того, что он сим местом изшел на царство Московское» 19 марта 1613 года.
Являясь мемориальным сооружением, башня защищала западные ворота монастыря. Имела опускную решетку, которая в случае опасности служила дополнительной защитой от проникновения в монастырь неприятеля. Являлась главным въездом в монастырь со стороны московской дороги.
Усыпальница бояр Годуновых. XVI-XVII вв.
Несколько столетий в Ипатьевском монастыре формировался некрополь одного из самых знаменитых российских родов — Годуновых. Сохранившаяся усыпальница бояр (князей) Годуновых в подклете Троицкого собора — третья годуновская усыпальница. Первые усыпальницы были упразднены в 1756 году. Их территория стала фундаментом церкви Рождества Богородицы, перестроенной в 1760-е годы.
Палаты бояр Романовых (Царские чертоги)
Выполнены в стиле древнерусского терема: величественная царская лестница ведёт на второй этаж, в комнатах сохранились изразцовые печи.
Музей
Основу коллекции музея составляют святыни Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря. Как правило, это дары царствовавших династий Годуновых и Романовых: древние иконы и книги в драгоценных окладах, богослужебные сосуды, облачения.
Режим работы
Экскурсионная деятельность, не согласованная с паломническим отделом музея, строго запрещена.
Ипатьевский монастырь – действующий мужской монастырь. В экскурсионные программы могут быть внесены изменения с учётом богослужебной жизни обители.
Музей работает ежедневно, с 1 мая по 30 сентября — с 9:00 до 17:30, с 1 октября по 30 апреля — с 10:00 до 17:00. Выходной день: 1 января.
Службы проводятся ежедневно с 5:00 до 9:00 и с 17:00 до 19:00. В двунадесятые праздники с 16:30 до 20:30.
Контакты
Паломническая служба: +7 (4942) 31-25-89.
Также забронировать экскурсию можно по почте: ipatii_palom@mail.ru
http://ipatievsky-monastery.ru
Благодарю Вас за глубокую и познавательную статью! Люблю династию Романовых, а особенно самого яркого её представителя — Петра Великого.
Поистине чудесно, что Ипатьевский монастырь дал жизнь таким громким боярским и царским фамилиям!
Спасибо, Любовь! Я очень рада, что интерес к истории нас объединяет.